В Катаев.”Сын полка” / в рамках проекта “Юные герои Великой Победы”
Сюжет повести «Сын полка» многие помнят со школьных лет. Советские разведчики находят в глухом лесу на оккупированной территории мальчика-сироту Ваню Солнцева, всю семью которого убили фашисты.
Ваня всеми силами сопротивляется, когда его хотят отправить в детский дом, убегает с полдороги от провожатого и вымаливает право остаться в армии как «сын полка». Здесь он участвует в настоящих армейских операциях: сперва ходит в разведку, потом помогает в орудийном расчете, и только спустя продолжительное время, когда после кровопролитного сражения погибают почти все члены его боевой семьи, мальчика отправляют в Суворовское училище.
Замысел повести основан на следующей мысли: ни война, ни служба в армии, ни потеря близких не могут уничтожить глубочайших привязанностей человека, его потребности в жизни семейной — поэтому солдаты и офицеры Красной армии становятся для осиротевшего Вани настоящей семьей.
Повесть можно считать настоящим романом воспитания. Капитан Енакиев, взявший на себя ответственность за Ваню, разрабатывает подробный план интеллектуального, физического и нравственного развития мальчика.
«И это сделали не слова капитана Енакиева — простые, серьёзные слова о жизни — и даже не суровый, нежный взгляд его немного усталых глаз, окружённых суховатыми морщинками, а это сделала та живая, деятельная, отцовская любовь, которую Ваня почувствовал всей своей одинокой, в сущности, очень опустошённой душой.
«Сын полка» был дважды экранизирован: в 1946 году — Василием Прониным (сценарий писал сам Катаев), в 1981-м — Георгием Кузнецовым. Детская писательница Александра Бруштейн писала: «Сын полка читаешь залпом, как в жаркий день пьёшь родниковую воду. Повесть В.Катаева, несомненно, останется жить для многих поколений грядущих читателей…»С тех пор небольшая повесть Катаева стала одним из самых публикуемых произведений советской литературы — и остается таким до нынешнего дня. Ежегодно выходят новые издания книги. Произведение входит в школьную программу обязательного или внеклассного чтения.